КОНТУР

Литературно-публицистический журнал на русском языке. Издается в Южной Флориде с 1998 года

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Памяти Михаила Жванецкого, который так точно описывал нашу жизнь

Не стало Михаила Жванецкого. Писатель, артист, мыслитель. Знаток человеческих душ. Самый обожаемый одессит, Жванецкий был нашим единственным настоящим мастером стендапа – во времена, когда и слова такого здесь никто не знал.
Михал Михалыч был смыслоуловитель – обладая совершенным слухом («перестать прислушиваться, а просто слушать»), идеальным чувством юмора и абсолютно владея интонацией, улавливал суть и точно переводил смысл в слова, которые оставались с нами. Зеркало эпохи. Цадик, печальный мудрец. «Я прошел с тобой войну, еще более страшные мирные годы». Эпоху можно назвать его именем – потому что при нашей жизни Жванецкий был всегда.



«Я вырос в смертельной борьбе за существование». Как почти все в этой стране.
В студенческом театре «Парнас-2» (название он же и придумал) познакомился с Виктором Ильченко и Романом Карцевым, в Одесском порту работал механиком по кранам. Стал писать для Аркадия Райкина, которому публика приписывала его шутки. Сочинял миниатюры для Карцева и Ильченко, пока они были живы, как будто составляя с ними одно целое – и теперь они вместе. «Много хороших людей на свете, но на том свете их больше».

«И дежурные в повязках. Пусть стоят и пропускают. Уже само их присутствие, сам взгляд. Идешь на них – лицо горит. После них – спина горит. А они же ничего не спрашивают. Пока. А уже эффект есть. Дисциплинирует и в любой момент можно перекрыть». Это 1982 год, старт пятилетки пышных похорон.

Правители тогда торопились сменить друг друга, а Жванецкий свидетельствовал и при последних всхлипах застоя, и в перестройку, и после нее, когда вдруг стал кокетничать, что при свободе слова он лишний. Это было не так, конечно, да и свобода сходила на нет, а Жванецкий оставался на посту, и совет «в консерватории что-то подправить» всегда был ко времени.

«Моя мечта – разровнять место, где была Россия, и построить что-то новое. Вот просто разровнять», – сказано в 2015 году. И там же, тогда же: «Если власть не может возглавить, то не надо ей дать предотвратить».

Только в октябре нынешнего года Жванецкий окончательно закрыл программу «Дежурный по стране», где все это вышло в эфир. Он дежурил раз в месяц в течение почти 20 лет. Жванецкий закрыл передачу и попрощался – устал. 86 лет – имел право. Кто-то спрашивал его недавно, как он себя чувствует. Ответил: «Как очень старый человек».

Мы Жванецкого старым не узнали и не запомним. Роясь в его монологах, скетчах, фразах, ставших афоризмами, так и будем слышать его голос, воспроизводя в памяти восхищенную интонацию, с которой он читал эпитафию своему учителю литературы Борису Ефимовичу Друккеру: «Спасибо судьбе за знакомство с ним, за личность, за истрепанные нервы его. За великий и чистый, острый русский язык. Его язык, ставший нашим и во веки веков.
Аминь».
По материалам  
Republic.ru и TV.Kultura   

Другие материалы в этой категории: « «Полторы комнаты» Иосифа Бродского ФРАЗЫ »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

ФИЛЬМ ВЫХОДНОГО ДНЯ





Гороскоп

АВТОРЫ

Юмор

* * *
— Я с одной девчонкой больше двух недель не гуляю!
— Почему?
— Ноги устают.

* * *
Когда я вижу имена парочек, вырезанные на деревьях, я не думаю, что это мило.
Я думаю, весьма странно, что люди берут на свидание нож…

Читать еще :) ...