КОНТУР

Литературно-публицистический журнал на русском языке. Издается в Южной Флориде с 1998 года

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Тссс... Никому ни слова!

Автор: 

Если бы только вещи могли говорить…
Но они молчат – хранят тайны.
Олег Рой


На совести моих сапог есть кое-какие темные пятна. Доскрипелись! Но поскольку это было очень давно и в Италии, почти всё забылось. Хотя материальные свидетельства этого приключения, которым сотни лет, до сих пор служат в моем доме в Торонто ценнейшими украшениями. К тому же пост Президента моей собственной страны, созданной с вашей (никуда не денетесь!) поддержкой, дает мне право и уверенность в том, что вы меня не выдадите итальянским властям за мои «противозаконные деяния». Договорились – никому ни слова!



Многие из вас читали мой рассказ «Римские каникулы» – о том, как я прямо из Латвийской Советской Социалистической Республики, «добровольно» присоединившейся к стране «счастья и изобилия» – СССР, попал в Австрию, а потом в Италию. Так что все веселые приключения – в «Римских каникулах». Сегодня – о серьезном!!!

Оказавшись в 1972 году в Италии один, я, конечно, не без грусти вспоминал о брошенном родном доме, о рижских родственниках и друзьях. Но вскоре, благодаря своему легкому характеру, смог переключиться на такие важные для меня в солнечной стране вещи, как расклешенные желтые брюки, соответствующие им рубашки и все такое прочее… Точнее, принялся зарабатывать лиры, чтобы мог приобрести необходимое для новой жизни, да и вообще сносно существовать. Здоровье было, и желания полно – так что брался за любую работу. И так случилось, что по ходу моей разнообразной трудовой деятельности и долгих прогулок по Риму я познакомился с удивительным другом, с которым по сей день не теряю связи, несмотря на то, что он по-прежнему живет в Вечном городе.

Иво Павичевац, красавец-мужчина (и сегодня такой же!) – лет на шесть старше меня, тогда он был правой рукой знаменитого итальянского дизайнера и фотографа Лучиано Морони. Так я попал в круг итальянской киноэлиты. Думаю, лишь из-за того, что они раньше никогда не встречали Russo (русского) – свеженького, только что прибывшего из страны всеми итальянцами любимого, мифического социализма-коммунизма. Спорил я со своими новыми приятелями беззлобно, так как мой итальянский был лимитирован, да и зачем вообще лодку раскачивать?! В общем, понеслись интересные дни…

Часто я бывал в совершенно удивительной квартире в центре Рима и на многих виллах. Нигде не ленился, не только грелся на солнце, а собирал виноград, помидоры, убирал… В общем, был полезным себе и многим другим. А иначе и нельзя было – мой молодой организм мог уничтожать пищу в любом количестве, так что надо было хотя бы оправдывать затраты, платить хоть трудом за хорошее отношение этих людей ко мне. В этот интереснейший период моей жизни мне довелось встретиться с такими звездами кино и эстрады, как Jean Pol Belmondo, Laura Antonelli, Mina….

Позже, когда я впервые приехал в Италию вместе с Аэлитой, то и она влилась в этот удивительный круг, где все встречались с огромной радостью. Если человек хороший, то неважно, богат ли он, пьет или нет... Личные проблемы и горести, хотя они были у многих, в этот круг не вносили…

И вот мы оказались на вилле Лучиано, в древнем городе с певучим названием Черветери, в полусотне километров от Рима. Виллы здесь расположены недалеко от моря – где-то в получасе езды по пыльной дороге странного ярко-глиняного цвета. Такого же, как знаменитая этрусская керамика! Дороги здесь узкие, двум машинам не разминуться, поэтому у каждого поворота надо погудеть – дать о себе знать авто, которое может оказаться за углом. По обеим сторонам дороги – старинные грубые камни, невероятные заросли кустов вкуснейшей малины! А за каменным ограждением дороги – бескрайние виноградники с поблескивающими среди них черепичными крышами редких старых строений и просторных вилл гораздо моложе.

Скажу сразу, что вилла у Лучиано – не безвкусное владение какого-нибудь олигарха – показуха, так сказать... Дом для хорошего человека и его друзей, а не для фото в глянцевом журнале. Это жилой дом в старом стиле, в нем несколько этажей. Его красота – в простоте! Кухня – почти средневековая, с набором ножей и сковородок с деревянными ручками, отполированными за долгие годы до блеска. Привратник по имени Милкаре, он же и повар, и «все остальное», заботился о нас, как о своих детях.

По утрам нас будили крики павлинов, щеголяющих во дворе. Восхищал заброшенный апельсиновый сад с уже дикими апельсинами и виноградники. Имелось здесь в достатке и свое вино, которое хранилось в холодном средневековом погребе. Худая полудикая собака по прозвищу Ринго, признавшая в нас «близких родственников», каждое утро поджидала во дворе и сопровождала во всех пеших походах, во время которых мы с радостью собирали пыльную малину у дороги, разыскивали под пальмами разные черепки или пытались среди полусотни гнилых апельсинов найти хоть один съедобный! Мы в те времена любили загорать, продолжая нашу Юрмальскую летнюю традицию, так что проводили целые дни под теплым и мягким итальянским солнышком.

Я приучил Рафаэллу даже двор убирать – подметать метлой из прутьев (такой, какой орудуют дворники в Риге). Территория вокруг дома была огромная и… историческая! Строить здесь давно уже запретили – никаких бассейнов и прочих современных сооружений. Ведь где-то на этом месте располагался город-государство этрусков! Удивительная история этого народа, некогда могущественного, начинается где-то в VII веке до нашей эры. Но уже через несколько столетий он был завоеван римлянами…

То, что напрямую относится к нашему семейному итальянскому путешествию, – так это знаменитая этрусская керамика, которая украшает крупнейшие музеи мира. Здесь, в Черветери, ее остатки хрустели прямо под нашими ногами. Абсолютная правда! Да-да, идешь в винограднике, а под ногами хрустят осколки глиняной посуды древнейших времен, некоторые даже с рисунками. Поначалу мы с Рафаэллой подбирали все эти кусочки под добродушный смех хозяина виллы: «Ни гроша они не стоят – лишь сувенир. Целые вещи – вот это дело!», – говорил он нам. И неудивительно, что на вилле дизайнера на полках стояли целые или почти целые предметы давным-давно минувших времен. Аэлита отдыхала здесь так, как никогда раньше! Невесомое облако спокойствия и дружелюбия простиралось над «нашей» виллой. И мы в нем прямо-таки витали!

Довелось нам побывать тогда еще на одной соседской, удивительной вилле – Лауры Антонелли (помните фильм с Марчелло Мастроянни – Wife Mistress?) Так на ее территории и склепы, и усыпальницы – ну прямо музей! Ей много раз предлагали переехать в другое место, но она заупрямилась, или, может, недостаточно денег давали…

Гуляя по городку, я обратил внимание на молодых ребят, разъезжающих на дорогих машинах. Стал видеть их и на нашей вилле, они были в хороших отношениях с хозяином (и позже я понял, почему). Разговаривая с этими местными ребятами, я сразу понял, что образования у них никакого, итальянский язык – примитивный диалект, хотя одеты они были, как итальянские модели из журналов. Мой друг Иво мне объяснил, что эти парни по ночам занимаются раскопками в полях и виноградниках. Найдя что-то стоящее, продают перекупщикам в Риме, а те дальше – в музей или в частную коллекцию. Но, как известно, вывозить из Италии эти древние вещи нельзя, а копать тут имеют право только профессиональные археологи, из государственных экспедиций. Я лишь рот открыл, чтобы спросить его... А он опередил меня с ответом: «К концу недели эти ребята будут копать в винограднике у… Лучиано!»

…И вот в один прекрасный вечер Рафаэлла, я и двое ребят собираемся… на раскопки! Аэлита и Иво тем временем на уютнейшей веранде беседуют об… искусстве! А у нас уже вся территория виллы разделена на секторы, где предстоит копать. Каким образом? Ведь уже темно! Теперь-то я понял, почему среди ночи видел вертолет с прожектором, облетающий прибрежную местность.

Итак, все готово! Как ни удивительно, Аэлита послушав меня и Рафаэллу, наконец-то согласилась отправиться с нами в эту «секретную экспедицию». Лопаты, мотыга, щетки – все наготове, и мы пошли! Хозяин виллы остался дома, а мы безмолвно следуем за ребятами. Луна пробивается сквозь виноградники, и странные чувства начинают одолевать нас, как будто мы приобщились к чему-то секретному, таинственному, нелегальному. Вот уже у цели! Мне кажется, что это место ничем не отличается от других, но наши ребятки знают, где и что делать. Начали копать. Я, как вы знаете, культурист, спортсмен-герой, в общем, но вскоре понимаю, что такая работка – это тебе не в спортклубе хорохориться! Сменяем один другого, тяжело, пот градом… Меня предупредили, что комаров много, поэтому я сапоги замшевые гублю глинистой землей – без них и другой, подходящей этому случаю одежды, сгубили бы злыдни-кровососы мои ноги и прочие части тела! А в голове почему-то назойливо все время вертится: «Вдруг откуда ни возьмись маленький комарик, а в руке его горит маленький фонарик». Наш фонарик, особого типа, с козырьком, светящий лишь вниз, стоит на земле.

«Баста!» – приказывает мне почему-то совсем не уставший парень. Говорит, что «дошли до римского слоя» – теперь работают лишь они, причем медленно и аккуратно. Вдруг он наклоняется совсем низко, вытаскивает что-то из земли и, обтерев, бросает Рафаэлле! Медная заколка! Древний Рим – старина! Им это неинтересно: «Какой смысл заниматься разной мелочью?!» Вот они и разбрасывают по сторонам всякие черепки, обломки, ну а мы с Рафаэллой, конечно, подбираем. Вдруг я замечаю в куче земли кирпич – поднимаю, вытираю и при тусклом свете лампы вижу, что на нем что-то выцарапано. Роберто, один из парней, спокойно говорит, что это, видимо, из дома какого-то христианина, так как на кирпиче явно виден силуэт рыбы – христианский знак. (Сейчас этот знак на бамперах многих машин!) Вдруг наши опытные копатели резко наклонились и начали землю руками разгребать – что-то особенное увидели! Роберто решил тихонько поддеть находку на лопату – и раздался хруст, по звуку – сломанной глиняной посуды. Он выругался и вслед за этим достал из глубины ямы небольшой величины вазочку, к сожалению, сломанную, но – на большие куски. Вазочка не простая, а с рисунками – ну прямо как из знакомой с детства книги «Мифы древней Греции»! (Этруски, как говорят, были каким-то греческим крылом, появились и – исчезли!) Покопали мы еще где-то часик. Все археологические слои так близко к поверхности – ходишь прямо по Истории Древнего мира! Но в эту ночь ничего существенного не нашли… Я имею в виду наших «специалистов-кладоискателей». А мы с Рафаэллой счастливы! И даже Аэлита поражена находкой!

Наутро после раскопок Аэлита, не в пример мне с Рафаэллой, каждый найденный черепок бережно чистила, даже мыла в ведре с водой из колодца и раскладывала сушить во дворе под пристальным наблюдением павлинов, кур, петухов и прижимавшейся к ней собачки Ринго. Как мне сказал Лучиано, молодые ребята, те самые археологи-любители, имеют на своем счету ценные находки, проданные за большие деньги. Но их ряды, конечно, периодически редеют – кто-то попадает за решетку. Остальные продолжают носиться, как сумасшедшие, на мотоциклах по этим древним пыльным дорогам. И мне они давали покататься, и я, глотая пыль и отбивая внутренности, грохотал по «историческим» булыжникам!

Ко времени отъезда из Италии у нас набралось много сувениров «из раскопок», но лишь несколько – особых. Во всяком случае, всякими глиняными осколками могу всех читателей одарить! А ту вазу я аккуратно собрал, закрепил изнутри, и стоит она как память о таинственной «ночной операции». И кирпичик с рыбкой сохранил – на него я положил заколку позеленевшую. А еще перед отъездом друзья подарили мне преинтереснейшую деталь древнеримской статуи, весьма нескромную… Отбил, наверное, какой-нибудь любитель истории от какого-нибудь «Калигулы» или другого римлянина… Тоже хранится на полочке под стеклом! Догадываетесь, что? Как бы покультурнее выразиться? Часть мужской анатомии? Стыд-срам? Семейное счастье? Мужское достоинство? Даже если все вместе взятое – все равно маленький... Хоть и прекрасной работы, но величина… как говорится, оставляет желать лучшего. Может, поэтому Римская империя и рухнула?

…Расставаясь, когда мы все сидели в старой прохладной кухне со слегка приоткрытыми ставнями, Иво (благодаря знакомству с ним я и попал в Черветери!) сказал слова, запавшие мне в душу навсегда. Наливая вино, он негромко произнес: «Не надо быть богатым, чтобы иметь друзей и встречать гостей!» Обнял нас и продолжил: «Вы – со мной! И поэтому вино, хлеб, помидоры и паста такие вкусные! Что еще надо?!»

Должен заметить, что мой дорогой друг Иво, несмотря на хорошее положение под покровительством своего друга-босса, был бессребреником, несмотря на как бы 24-часовую работу. Уверен, что Лучиано (напомню – известный фотограф и дизайнер) ему платил, а Иво брал, не обращая внимания на то, сколь мало получает. До сих пор я помогаю ему, чем могу, так как он уже далеко не молодой, и зарабатывает сейчас всего лишь как гид по Риму.

Мы с Аэлитой и Рафаэллой приняли тогда его признание близко к сердцу. Конечно, летело время, и продолжалась погоня за всем «мирским», нас манили новые дороги и никогда не покидало непреодолимое американское стремление вперед. Но часто эта фраза нас останавливала и сдерживала, остерегала от ненужного, лишнего.    

А главное – она напоминала нам о замечательном, счастливом облаке дружбы, витавшем над виллой в Черветери...


Другие материалы в этой категории: « Без него (фрагмент) ПРЕМЬЕРА! »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

ФИЛЬМ ВЫХОДНОГО ДНЯ





Гороскоп

АВТОРЫ

Юмор

* * *
— Я с одной девчонкой больше двух недель не гуляю!
— Почему?
— Ноги устают.

* * *
Когда я вижу имена парочек, вырезанные на деревьях, я не думаю, что это мило.
Я думаю, весьма странно, что люди берут на свидание нож…

Читать еще :) ...