Версия для печати

Музыкальная гостиная: ВЕЧЕРА У РОЯЛЯ

Домашняя музыкальная гостиная «Вечера у рояля» впервые открыла свои двери в Атланте в 90-х годах, когда Марк Лехерзак, профессиональный музыкант, пианист, концертмейстер, педагог и Рэйчел Лехерзак – по профессии лингвист, но человек, самозабвенно преданный музыке и театру, решили проводить у себя дома музыкальные вечера, приглашая для выступлений профессиональных музыкантов и, конечно, друзей и знакомых в качестве слушателей.

Мы спросили у Марка, как возникла идея проведения таких концертов, и вот что он нам ответил: «Хотелось наслаждаться музыкой самим, разделить удовольствие от концертов с другими и привить своему сыну любовь к классической музыке».
В качестве справки. Сын Марка и Рэйчел – Сол учился игре на кларнете и гитаре и несколько лет пел в большом хоре мальчиков Атланты по руководством прославленного хорового дирижера Флетчера Вульфа. Хор гастролировал во многих странах мира. Дети пели на инаугурации американских президентов, совершали большие гастрольные турне по странам Европы, где выступали в концертных залах, ратушах, во дворцах президентов, в Санкт-Петербургской Капелле и Новгородском Кремле, в Ватикане, где их ангельские голоса звучали для Папы Римского.


«Как известно, прогрессом вначале движет идея, – включается в разговор Рэйчел, – мы приобрели огромный дом, на первом этаже которого сделали концертный зал на 100 посадочных мест со сценой и соответствующим декором, поставили рояль. Много лет в нашей музыкальной гостиной звучали рояль и скрипка, гитара и духовые инструменты, голоса баритонов, сопрано и теноров, исполнявших оперные арии и романсы. Музыканты приезжали из разных стран мира и городов США. Достаточно вспомнить только некоторых из них: профессоров Саратовской консерватории Валентина Ханецкого, Анатолия Катца, Льва Шугома и Виталия Хананаева, лауреата Конкурса П. И. Чайковского Евгения Рывкина, замечательного пианиста Владимира Хохлова, лауреата международных конкурсов пианиста Михаила Яновицкого, лауреата международных конкурсов пианиста Михаила Шаламова, ученика Владимира Крайнева, пианиста Марка Лехерзака, хозяина дома, лауреатов Конкурса Чайковского, народных артистов Латвии баса Сергея Мартынова и баритона Эдуарда Чудакова, народной артистки Грузии сопрано Медеи Наморадзе, народной артистки Латвии певицы Сольвейги, замечательной ленинградской скрипачки Людмилы Аджемовой и других. Переехав во Флориду, мы продолжили свои домашние концерты, а список и география исполнителей расширились: у нас выступал лауреат III премии Конкурса Чайковского Олег Полянский, выдающиеся молодые пианистки Елизавета Украинская, гитарист Сергей Криченко и много-много других известных талантливых исполнителей».
Сегодняшний концерт посвящен Петру Ильичу Чайковскому и его фортепьянному циклу пьес «Детский альбом». Был летний дождливый вечер… Мы попадаем в мягко освещенную «залу» (так и хочется употребить это устаревшее слово) задолго до начала концерта, и у нас есть время немного поразмышлять… Кстати, открыв словарь Ожегова на слове «салон», читаем: литературно-художественный кружок из людей избранного круга, собирающийся обычно в доме какого-нибудь частного лица, а в скобках – (устаревшее).

«Детский альбом» представляет собой одно из самых популярных сочинений композитора, одинаково интересное как для детей, так и для взрослых, т. к. фортепианная музыка П. И. Чайковского – это целый мир, воплощенный в звуках: это и человеческий голос, и инструменты симфонического оркестра, и звуки природы.

«Детский альбом» был написан в 1878 году. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленным местом творчества и отдыха композитора. Каменка – «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны, а «Детский альбом» Петр Ильич посвятил своему племяннику – Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны, которому в ту пору было шесть с половиной лет.

Известно, что создание музыки, предназначенной для детского восприятия – одна из самых сложных композиторских задач; даже выдающимся мастерам далеко не всегда удается соединить высокие художественные качества с доступностью детям. Но Петру Ильичу удалось написать «Детский альбом», состоящий из 24 пьес, таким мелодическим языком, который одинаково понятен и близок и детям, и взрослым.

Начинается «Детский альбом» с пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро» и «Мама». «Утренняя молитва» отображает образный мир возвышенно-чистых и строгих раздумий о боге, душе и бессмертии, который Чайковский, любивший православное хоровое пение, воплотил в этой пьесе.

«Зимнее утро» рисует картины замечательных музыкальных пейзажей, тревожная музыка которых словно наполнена красками зимнего утра и облаками, летящими по пасмурному небу. В ней ясно слышится та особенная, щемящая душу, печальная нота, которая столь свойственна пейзажу в русском классическом искусстве у Левитана, Тургенева, Чехова. Покой в душу ребенка возвращает «Мама» с ее ласковыми фразами, нежностью и любовью.

Второй раздел цикла – «Домашние игры и танцы» – открывается, пожалуй, самыми безоблачными и по-детски наивными пьесами для мальчиков – озорной пьесой «Игра в лошадки» и игрушечным «Маршем деревянных солдатиков», за которыми следует кукольная трилогия для девочек. Начинается трилогия печальной мелодией элегии «Болезнь куклы», которая сменяется мрачным траурным маршем «Похороны куклы», а затем звуками радостной и оживленной пьесы «Новая кукла». Возникшие гнетущие ощущения от предыдущих пьес развеивает светлый, поэтичный «Вальс», который является началом миниатюрной танцевальной сюиты, а кружение вальса сменяется веселыми «Полькой» и «Мазуркой».

Далее идут «путешествия» по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), в которых композитор передал народный характер русской плясовой, имитируя звучание народных музыкальных инструментов – волынки и гармоники.

За «русскими путешествиями» следуют своеобразные «музыкальные странички из дневника путешествий», отображающие впечатления от недавних поездок композитора по странам Старого света. «Старинная французская песенка», темы которой позднее использованы в опере «Орлеанская дева», «Немецкая песенка», которая так явно напоминает тирольские напевы, и «Неаполитанская песенка», отображающая воспоминания П. Чайковского о своей жизни в Италии, где он имел удовольствие слышать много итальянской музыки. Кстати, помимо «Детского альбома» тема «Неаполитанской песенки» звучит в балете «Лебединое озеро».

Заключительные пьесы «Детского альбома» – это своеобразное «Возвращение домой» и погружение в некий сказочный мир – вначале причудливо-комической «Няниной сказки», а затем ночного кошмара «Бабы-Яги», который сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грезой», написанной в стиле романса и передающей мечтательно-трепетное состояние души. Однако настоящий душевный покой приходит лишь в последних пьесах: утренней «Песне жаворонка», которая положила конец ночным кошмарам и томительным мечтам, и в величавом и скорбном хоре «В церкви», основанном на подлинной церковной теме покаянного псалма и благоговейной созерцательности, ожидания счастья и радости.

Отзвучал последний аккорд… Зал замер, закрыл глаза, оказался где-то далеко, а когда музыка смолкла, нужно было еще мгновение, чтобы очнуться.
После концерта нам захотелось немного пообщаться с Марком и попросить его рассказать о том, как возникла идея этого концерта, о том, как шла подготовка, пояснить некоторые моменты замысла композитора так, как он их понимает.

Л.В.: Марк, почему вдруг «Детский альбом»? Этот концерт кому-то посвящен?
Марк: Месяц назад у нашего сына Соломона и его жены Рэйчел родился сын, наш внук – Бенджамин, которому и был посвящен этот концерт.

Л.: А как вы думаете, почему П. И. Чайковский, написав цикл «Детский альбом» в основном для восприятия ребенка, все же посвятил несколько пьес темам взрослой жизни?
Марк: Мне кажется, в «Детском альбоме» композитор ярко нарисовал два отдельных музыкальных «сюжета»: первый – день ребенка с его утренними играми и танцами, прогулкой в деревню, мечтами о путешествиях в дальние страны, пробуждением при звуках песни жаворонка, молитвами, раскаянием в детских прегрешениях и светлыми мыслями перед сном. Второй сюжет заключает в себе некий глубинный подтекст и посвящение жизни человека вообще: воспоминаниям о годах странствий и возвращению домой, пробуждению личности, размышлениям о религии и нравственному обновлению, мыслям о смерти, покаянию и, наконец, итоговому приятию жизни. Мне кажется, что когда взрослый зрелый музыкант погружается в атмосферу «Альбома», он способен ощутить и передать бесконечную глубину смыслов в столь знакомых и незамысловатых на первый взгляд мелодиях.

Л.: Вам как зрелому пианисту, обычно исполняющему сложные произведения фортепьянной классики, было просто исполнять «Детский альбом»?
Марк: В «Детском альбоме», как в капле воды, отразились характерные черты «взрослого» фортепианного стиля композитора. Это только кажется, что «Детский альбом», как, впрочем, и все небольшие по объему пьесы Чайковского с их «поющим» пианизмом и лиричностью, несложно исполнять; вся сложность и заключается в том, что в Чайковском нельзя сфальшивить ни в мыслях, ни в чувствах, ни в их звуковом отображении.

Л.: Вы создали маленький музыкальный спектакль со стихами и миниатюрами. Вы где-то это уже видели или это кто-то придумал?
Марк: Нет, нигде не видели, это все заслуга Рэйчел. Это она, со свойственным ей творческим видением и музыкальностью, придумала этот маленький музыкальный спектакль с куклами и диалогами с ними и сама воплотила его на сцене. Она всегда обогащает наши концерты чтением стихов и рассказами о композиторах – это стало неотъемлемой частью наших концертов и давно полюбилось зрителям. Она – талантливый и творческий человек, и всегда вносит что-то новое в нашу концертную деятельность, придумывая новые формы и темы.

Хочется отметить, что концерт получился совсем не детским, несмотря на подчас детские мелодии и присутствие кукол. Марку со свойственным ему профессионализмом и тонкостью исполнения удалось точно передать неповторимое сочетание вокальной и речевой выразительности в пьесах, различные интонации, экспрессивные, «говорящие» паузы. Он умело провел все мелодические линии и ярко передал колористические тембры то различных инструментов, то голоса, что придало его исполнению еще большую выразительность. Музыка звучала то печально, то трогательно и нежно, а то ярко и торжественно.
Потом были традиционный ужин и чаепитие, и до позднего вечера еще звучали музыка и песни в исполнении гостей.
«Наши гости – талантливые люди, каждый по-своему, – говорит Марк, – и нам всегда приятно слушать Юджина и Машу Спокони с их дуэтами и бардовскими песнями, Марину Еремееву, Марину Столяр, Алика Горового и Владимира Гокуна, талантливых пианистов, Галину Эммер, которая неизменно украшает вечера исполнением романсов, Виктора Когана с его интеллигентностью в чтении стихов, и многих других, которые приходят на наши концерты».

И наш последний вопрос: Мы знаем, что ваши музыкальные вечера очень успешны и всегда привлекают большое количество людей, интересующихся музыкой. Что для этого нужно, Марк, как вы считаете?
Марк: Нужен только дом, рояль и сильное чувство любви к музыке.

Едем домой, окутанные атмосферой гармонии еще звучащей в голове музыки и зажженных свечей. За окном дождь и мокрая зелень. Хочется помолчать, чтобы дольше не уходило это чувство благодарности и светлой радости, которую возрождает в тебе общение с настоящим искусством. Как хорошо, что еще есть такие дома, где звучит музыка, и такие люди, которые делают все для того, чтобы музыка не смолкала.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии