Версия для печати

Кино как мечта, или мечта как кино?

Автор: 

Рафаэлла НейхаузенНа мою просьбу дать интервью для журнала «Контур» по поводу того, что фильм “Joe’s Violin” номинирован на премию Оскар, его продюсер, наша дочка Рафаэлла, ответила так: «Я бы с удовольствием, но ведь нет ни минуты времени! Да и на русском не смогу всё точно объяснить. Папа, напиши сам, что ты обо всём думаешь. Пусть это будет 20-минутный, письменный, короткометражный обзор — “Джек и Аэлита представляют: «Рафаэлла и Кино».  Уверена, в журнале будут довольны!»

Цитаты, афоризмы… Как я их люблю и в тоже время... не люблю!

Хорошо зная нашу дочь Рафаэллу, я уверен, что она не гналась за мечтой, а целеустремлённо шла к её осуществлению. И, бесспорно, не забывала о материальной стороне этого сложного и увлекательного пути.
Хотя мы сегодня говорим о колоссальном успехе нашей дочери в киноисскустве, я не могу избежать своего «философского камня», вернее, вопроса: в каких условиях можно создать что-то незаурядное? Я говорю о любой сфере деятельности. Это может быть фильм, картина, урожай пшеницы, книга и многое другое, но — особенное, общепризнанное и достойное признания.


Совсем недавно, на презентации моей книги Нью-Йорке мне задали вот такой вопрос: «Вы, наверное, чтобы написать вашу книгу, многое выстрадали и пережили? И мой ответ: «Нет!» был встречен с… недоверием. Подобные вопросы на всевозможных встречах и презентациях я всегда слышу от людей моего поколения, выросших в уже далёкие времена советского строя. И никогда такой вопрос не задавал никто из американской публики, даже американцы, говорящие по-русски.
Поскольку Рафаэлла доверила мне написать о её пути в кино, то уж я сделаю небольшое отступление. Это имеет прямое отношение к опере «Шедевр, рождённый в муках и страданиях» и оперетте «Шедевр - как ода радости». Какой из них настоящий, какой лучше, какой правдивее? Омытый слезами или овеянный улыбкой и смехом?
Сразу скажу: оба варианта заслуживают одинаковой награды!
Но вот теория, утверждающая, что лишь в слезах и страданиях рождаются гении или шедевры, на мой взгляд, абсолютна лишена логики. Да, она работала там, где всегда, подчёркиваю, всегда, были трудности, голод, войны и горести. И, конечно, это отражалось во всех отраслях искусства. И артист был подневолен и боялся окружающего, и был в полной зависимости от власть имущих. Она и решала, кто подлинный мастер и что — настоящий шедевр.

Всегда страна, подверженная этому штампу, пыталась найти других известных «страдающих» в разных концах «тёмного» мира. К примеру, Хемингуэй был «трагической, бунтарской фигурой, который покончил с собой несмотря на мировое признание». Правда здесь — лишь в словах «мировое признание». Я изучал жизнь «Хэма» на лекциях в американских университетах и по книгам в библиотеках. Весёлый, жизнерадостный человек, писавший свои произведения без «ломки перьев» и душевной растерянности. Женщины, алкоголь, рыбалка, охота и потом к столу — писать! Покончил с собой, решив, что всего достиг, не хотел стареть и быть немощным... Невозможно, конечно, даже сравнить с таким же поворотом дел Маяковского и Есенина. У них причины были связаны не только с их «настроением».
Разве можно сказать, что Пушкин и Лермонтов писали свои шедевры в шалаше, не «поемши»? Нет, друзья, им было тепло и весело! Достоевской тоже был далеко не бедным и страдающим. Правда, психически нездоровым, но писать можно было и в перерывах между играми на большие ставки в казино. Ван Гог — вот вам поистине страдающий гений. Но таких, как он, немного. Дали — пример, как можно жить долго, комфортно и производить шедевр за шедевром. Страдания композиторов в послереволюционной России были на самом деле жуткими. И они выстрадали, всегда пребывая в страхе сделать «не то». Неужели не заслужили они жить, как Кол Портер, создавший большинство мировых стандартов в песнях, которые он писал на своём этаже в фешенебельной гостинице «Вальдорф Астория», в Нью-Йорке. Рахманинов, этот истинный гений, не представлял себе жизни в «коммуналке». Уехал и продолжал жить очень хорошо, концертировал и писал музыку. Не мудрено, что русские песни испокон веков были всегда в минорном ключе, а американские — в мажорном. Это не издёвка или укор, а обыкновенный факт.

Всегда можно сказать, что есть люди, которым не нужно удобств, комфорта и финансовой стабильности. Сказать можно... Хорошо бы спросить и услышать ответ. Такой прекрасный фильм, как «Весёлые ребята», создавался на самом деле сквозь слёзы и страх. А в «Джазе только девушки» — на другой стороне океана, в поистине свободной стране — шедевр такого же масштаба делался легко и весело.
Примеров много. Пишу о фактах, а не о власти или строе. Я ни в коей мере не уменьшаю достоинства созданного в трудных политических и экономических условиях любого шедевра. Преклоняю голову. Здесь нет спору. Это моё личное понимание, которое разделяют многие, с кем я на эту тему дискутировал и надеюсь ещё продолжить дискуссии, придерживаясь мнения, что лучшее, созданное в музыке, поэзии и… даже в сельском хозяйстве у нас, в Америке, создано без зубовного скрежета, а весело и с хорошим настроением, в атмосфере спокойствия. И у нас даже есть свои «Оскары» за самый бoльшой арбуз или за новейший медицинский препарат. Трудности в работе могут быть гигантскими. Но, как я вижу, политическое и экономическое положение имеют прямое отношение к «вынашиванию» шедевра.
Чтобы создать фильм, картину и любое произведение искусства, не обязательно быть «бедным художником». Я могу привести массу примеров, когда мечта рождалась и шедевр создавался в тёплой, хорошо обставленной комнате, в удобном автомобиле, в прекрасном отеле и обязательно — благополучными, хорошо одетыми людьми.
Развеселю вас случаем, который произошёл, в Сан-Франциско. Разговариваю с давним знакомым, который, я уверен, прочтёт эту статью и вспомнит наш разговор у него дома, за хорошо накрытым столом. Разговор как раз на эту тему!!! Тема нашей вкусной беседы — слёзы или смех, «хождение по мукам» или «на машине к Олимпу». Вот коротко его тирада о том, как может быть создано что-либо великое!
– Дорогой Яков! Нaлей себе кофейку, вот хлеб, ветчина, ну и послушай, что я тебе скажу! Великое надо выстрадать!
Откусив приличный кусок бутерброда с докторской колбасой, он продолжил:
– Дерзать надо, когда денег нет на еду!
Намазав хлеб маслом и положив на него прозрачный ломтик ветчины, он изрёк:
- Ваять надо, когда мучаешься бессонницей и измучен жаждой!
Отпив зелёного чаю и посмотрев пристально мне в глаза, он веско проговорил:
– Творить по-настоящему сможет лишь человек, испытавший голод и холод, и переживший даже войну!
В комнате было уютно и тепло, гостеприимный хозяин положил нам обоим по прекрасному на вид куску торта «Наполеон»».
– «Наполеон» хорош...Так вот, — говорю тебе, как писателю, — писать книгу можно, лишь выстрадав! Как ты смог написать этот огромный труд, не пройдя «огонь, воды и медные трубы»? А теперь мы с тобой виски по рюмашке! Пойми, чтобы вершить великие дела, создавать важное в исскустве, надо пройти муки, голод и холод. Иначе, это как-то не соответствует.
Вот на этом я и закончу моё отступление в сторону от темы «Рафаэлла и Кино».

И после моих философствований, вы же не можете представить нашу дочь Рафаэллу голодной, но дерзающей! Ведь приятнее, когда всё хорошо, тепло, уютно, и голова свободна от бытовых проблем!
Мечта Рафаэллы о Кино каким-то образом возникла ещё в раннем возрасте. Возможно, это благодаря генетике: дедушка Рафаэллы, мой папа, был ещё в Риге кинематографистом-любителем, членом всевозможных киноклубов. Благодаря ему вся моя семья запечатлена в разные годы на старой киноленте! И приехав в Америку, он по-прежнему не расставался с кинокамерой! И Рафаэлла, наверное, таким его и запомнила...

Но мы, конечно, удивлялись, когда она уже в 10-летнем возрасте могла смотреть «взрослые» фильмы, ну, например, великого Вернера Херцога. Её первый любимый фильм, который я с трудом раздобыл на видеокассете, был выигравший Оскара “Fitzgeraldo” (cоветую всем его посмотреть). Фильм о мечте, о чуде, которое мечта может совершить с человеком!
Забегая вперёд, скажу, что именно Рафаэлла познакомила меня с этим удивительным директором уже на своём Фестивале документальных фильмов в Нью Йорке DOC NYC. Рафаэлла сообщила ему, что папа видел и знает наизусть многие его фильмы и даже помнит многие диалоги и реплики... Когда я во время нашей встречи процитировал небольшой эпизод из упомянутого выше фильма, Вернер был растроган чуть ли не до слёз. И с гипнотическим восторгом признался, что это и его самый любимый момент в фильме!

Но вернёмся в детские годы Рафаэллы, когда уже ярко проявлялась её артистическая натура. С самого раннего возраста она была на сцене, выступала в разных странах во время концертных туров Аэлиты, участвовала в огромном шоу. Когда подросла, снималась в рекламе на телевидении, была моделью в разных журналах. Да, такая вот жизнь, с детства заполненная до предела, но это не мешало ей постоянно учиться. И всё, чем только ни занималась дочь, — пение, балет, фортепьяно, а ещё и кино — она воспринимала серьёзно, точно как Аэлита! А для меня, вернее ради меня, Рафаэлла играла в футбол и даже участвовала в матчах сборных команд разных школ!
Училась она всегда хорошо и, заканчивая школу, уже знала, в какой колледж будет поступать, — в “Georgetown University”, Washington DC, один из самых престижных в Aмерике... и дорогих. И - этот будущий член дипломатического корпуса - даже работала в Белом Доме, чтобы облегчить родителям стоимость учёбы. Мы считали, что она правильно строит будущее, знает свой путь, и поддерживали её в этом. Хочет учиться на дипломата — флаг ей в руки!! Нелегко, конечно, но, с точки зрения папы, — красиво!
«Мне предлагают подписать контракт с одной из крупнейших консалтинговых фирм — Mercer Management Consultants», — сообщила дочь за год до окончания вуза. «А как же дипломатическиe балы?» — спросил папа. «Ты всё о балах и приёмах, однако на самом деле я могу попасть дипломатом не в Англию, как бы тебе хотелось, а в Нигерию, так что я подписываю контракт!» Оказывается, эта фирма наблюдала за Рафаэллой довольно долго и решила переманить к себе, заплатив за учёбу и прибавив всякие «конфетки»-бонусы. И вот она уже в Нью-Йорке работает, летает по миру — её направляют в разные страны, потому что знает - ни много ни мало - шесть языков (добавлю, что, желая сохранить в семье русский язык, мы научили ему и Рафаэллу, «урождённую» американку).
Первый отпуск! И вот вам начало мечты — она записывается на курсы в Кино-колледж, снимает какие-то учебные фильмы, изучает кинематографию, строит планы, которые я, признаюсь, считал невозможными и невыполнимыми.
...Идут годы — позиция дочери в компании весьма высокая, зарплата тоже. «Папа, но ты же знаешь, что я мечтаю работать в кино-бизнесе», — не раз слышу от неё. Что тут можно было ответить? — «Заработай себе на перину и подушку, на квартиру и комфорт, потом будешь думать о кино», — наверное, что-то в этом роде я тогда говорил.
…Прошло семь лет. И вот в один прекрасный день, весной (звучит красиво?!) прилетает Рафаэлла во Флориду, и уже в первый день я чувствую и знаю, что она мне, мне первому, хочет сказать что-то важное. Предлагает пойти всей семьёй в кафе, и, как только садимся за столик и она лишь открывает рот, я ей говорю: «Подожди, послушай сначaлa меня. Ты хочешь сообщить, что уже заработала на перину и подушку, что живёшь на Манхеттене в свой квартире и уже можешь “ухватить за хвост” свою мечту по имени Кино?» Аэлита была в восторге — ведь обе мои мечтательницы так похожи во всём! Лишь с той сейчас разницей, что Аэлита уже осуществила свою мечту, а Рафаэлла пока ещё только на пороге давно задуманнного...

Имея уже абсолютно прочный фундамент как человек и бизнесмен, Рафаэлла взялась за Кино-мечту уверенно и бесповоротно. Многочисленные встречи, новые контакты, первые пробы… А смелая и даже дерзкая идея снять в сотрудничестве с двумя близкими подругами фильм о конкурсе красоты в женском тюремном лагере в Сибири оказалась на редкость удaчной. Их документальный фильм “Miss Gulag” обошёл весь мир, завоевал много наград. Но главной наградой для дочери на премьере фильма во время Берлинского кинофестиваля была встреча с молодым человеком по имени Тhom Powers. Это известная личность в мире кино. В газете «Нью-Йорк Таймс» его даже назвали «царём» документальных фильмов! Каким-то образом в Америке слово «царь» — нечто особенное, даже выше титула короля! И вот двое молодых талантливых людей, взявшись за руки, как это часто показывают на киноэкранах, пошли на восходе солнца по берегу океана, устремились за горизонт — в oбщем, кино продолжается.
Уже семь лет Рафаэлла и Том проводят в Нью Йорке задуманный и организованный ими крупнейший в Америке фестиваль документальных фильмов и ещё, конечно, фестивали в других городах, являются консультантами многих известных кинолент. Их сын Без снимается в рекламах кинофестивалей где-то с двух лет! Многие выбранные ими документальные фильмы для разных фестивалей уже выигрывали почётную награду — Оскарa!

В прошлом году Рафаэлла со своей подругой Kахане Корн Куперман (обе живут в городкe-картинкe Монтклер, Нью-Джерси) решили снять короткометражный фильм о Человеке и Скрипке, o прошлом и настоящем…
Идея фильма “Joe’s Violin” возникла случайно. В Нью-Йорке и Нью-Джерси проходила благотворительная кАмпания в помощь неимущим детям — ученикам музыкальных и обычных школ (замечу, что благотворительность — это «генетическая структура» американцев). Музыкальные программы есть везде, а вот с хорошими инструментами всегда проблема. Не все родители и даже школы могут их приобрести. Но в «наших краях» полно пенсионеров-музыкантов, давно не играющих на своих инструментах. Да и во многих домах на чердаках можно отыскать уже никому ненужные скрипки, флейты и даже контрабасы. И вот понесли инструменты всех сортов и «калибров» в специальные места сбора. А ответственные за проведение благотворительной кампании люди уже проверяли, годятся ли они для детей, и распределяли их по школам.

В передаче по радио тогда рассказали, как переживший Холокост человек по имени Джозеф Файнгольд отдал свою скрипку 12-летней девочке из бедной семьи в Бронксе. Рафаэлла с подругой моментально решают: это отличный сюжет для документального фильма! Двое совершенно разных людей — старик и девочка, разные по происхождению, социальному положению, культуре и даже цвету кожи… Необычность всей ситуации! Великодушие и сострадание. щедрость и благодарность... Задушевность и сила песни, которую в детстве пела мама. Музыка, которая заставляет сердце биться учащённо и способна изменить жизнь… Вот вам пунктиром сюжет этого короткого, но мощного фильма. (Его адрес в Интернете — http://www.youtube.com/embed/8D5h_Y8N4tg)
Муж Рафаэллы, как профессионал высокого класса, конечно, давал ей ценные советы. Но я уверен, что директор фильма К. Кахане и продюсер Р. Нейхаузен шли, в основном, своим путём.
Вскоре после первых просмотров фильма, Рафаэлла, которая уже давно чувствует себя, как рыба в воде в мире кинематографа и кинобизнеса, сказала мне: «Папа, мне кажется, что наш фильм далеко пойдёт. Плюнь три раза!» (судя по этим словам, мы не зря учили её русскому языку).
Фильм, как стало известно в конце января, номинирован в Голливуде на премию Оскар. Даже просто оказаться в числе пяти, выбранных со всего мира короткометражных документальных фильмов, — это уже огромная честь.
Вот коротко и всё, что я хотел сказать «по поводу». Так что, вы сами решайте, бежать, гнаться или идти за мечтой? И как лучше — босиком или в удобных туфлях? В сарафане или в вечернем платье? Но всё же, главное, не подвести мечту, постараться сделать ради неё всё возможное. Так всегда считал я и Рафаэлла — тоже, она же моя дочь!

Джек Нейхаузен

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии