Версия для печати

«Еврейская сюита» глазами бывшего продюсера Джека Нейхаузена

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Вольтер
Немногим среди наших флоридских знакомых известно, что я, «ваш покорный», около 30 лет был продюсером концертов, гигантских шоу и многих знаменитых звезд. Сразу оговорюсь – не русскоязычных. Моим полем деятельности была Азия в первую очередь, ну, и обе Америки.

Именами бросаться не люблю, на этом поприще добился многого, мой пик как продюсера – это концерты Майкла Джексона в Сеуле. Если бы не своевременное направление моей жизни в конце 70-х, где движущей силой была Аэлита, я, наверное, так бы и остался «управляющим звуком» для всевозможных рок-групп и оркестров, успешным, но неизвестным.
На этой должности вы меня и видите на театральных представлениях театра «Курортный Бульвар». Иногда, конечно, не выдерживаю на репетициях и встреваю в процесс «создания». Возможно, и громковато, и не очень корректно, но уверен – с пользой для дела. Это по привычке, из моих прошлых «продюсирований», – любят или не любят мои друзья-артисты этого маленького Театра.



Все, что последует далее, – мой взгляд бывшего продюсера на интереснейший, опять же, на мой взгляд, спектакль.

Весь мир покрыт театрами всех калибров и размеров. Репертуары – разнообразнейшие, но, как вы, наверное, заметили, в большинстве – классика. Надежная, любимая и всегда готовая к постановке и просмотру. Прошу не обижаться, мое личное мнение, что мы классики уже начитались и насмотрелись: со сцен и экранов, на подмостках театров, театриков и домов культуры. Современное, отражающее современные чаяния, – мы это и видим, и слышим денно и нощно – не надо в театр ходить. Времена наступили смутные. Образование... Оно стало не тем, стало однобоким, и напоминает мне покрытый кумачом и плесенью призыв к «равенству и братству». А лозунг этот истлел, как и кумачовый транспарант. Миф и нелепая сказка.
Поэтому идея спектакля «Еврейская сюита», впервые услышанная мною и Аэлитой в разговоре с Мишей Эстисом по телефону, как набросок будущей театральной работы, уже вселил надежду на то, что это о НАС, наших родных и нашей истории. Сегодняшний либерал-читатель мне может заявить, что, мол, «не надо так, у всех наций и людей есть своя история». Конечно! И пусть все ее отражают. Видел много «историй разных народов». А момент этой нашей «саги» идеальный – напомнить, кто мы, откуда пришли и куда идем, – самый-самый важный на сегодня. Образовательный для многих! Забегая вперед, скажу – этот спектакль надо показывать еврейской молодежи, она знает очень мало обо всем, что отражено было на сцене.
Знаю о гигантской «домашней работе» Миши Эстиса с помощью Елены Фельдмус. Спланировать и создать, видеть сцену «в голове» дано не многим. Наш театральный «оркестр» имел прекраснейшего дирижера – Мишу Эстиса. Музыкальный руководитель – Аэлита, архивариус – Сергей Берченко.
На этой базе и попытаюсь вкратце отразить спектакль.

Важнейшее, на мой взгляд, – это темп и идея спектакля. Обе вещи удались! Донесли спокойно до зрителя идею, время и место. А главное, позитивный взгляд на жизнь и будущее!
Очень важны были кадры на экране, искусно подобранные Сергеем Берченко. Это история и образование для любого мыслящего человека. Если говорить о Сергее, он совершенно «по-бродвейски» исполнил If I were a rich man. А юмористический номер сапожника с портным Леонидом Лейдерманом, замечательным характерным актером, был веселый и ностальгический, как кусочек из того старого, неизвестного нам времени. Сережа исполнил несколько песен по ходу спектакля, уверенно и от души. Это всегда чувствует зал.
Открытием и удивлением для меня стала Лена Фельдмус, только второй раз певшая на сцене, да еще и такой нелегкий номер, как «Купите папиросы». Для не певицы сделать этот номер, сыграть его и спеть – задача сложнейшая. Замечательно сделано Леной. Браво!
Саша Кошечкина подыграла прекрасно на пианино. О Саше... Одно дело быть пианисткой и певицей, абсолютно другое – уметь аккомпанировать. Это совершенно другое «блюдо» – следить, и помогать певцу найти ритм и уверенность. Нужно особое музыкальное чувство, которым как раз Саша обладает. А ее воспитанники Настя Столбунова и Саша Кайло в нежных, но твердых руках Саши, смогли спеть песню «Тумбалалайка» и точно, и понятно. А как чудесно детки вели себя на сцене! Все бы солисты умели держать так микрофоны, как эти детишки!
Костя Кошечкин, специалист по песням Высоцкого, на этот раз получил на этой сцене 100% еврейское образование. И одет был под стать, под хупой стоял, и пару песен на еврейские темы спел прекрасно.

Натан Заика – наш «Скрипач на крыше». Играть на скрипке могут многие. Извлечь Звук – немногие. Сыграть концерт или исполнить номер – немножко другое, чем играть в театральном спектакле, где ты то играешь, то подыгрываешь, то должен просто быть актером без скрипки. Он со всеми этими театральными моментами справился на все 100%!
Лена Заика – вся в своей роли, ведь кроме хорошей дикции, надо уметь просто играть, сидя за столом с Аэлитой и Майей Безбородной, а также быть в кордебалете с мужем и Маей. Аэлита пела знаменитый хит «Аллилуйя», и кордебалет вышел на последний куплет. Это танцевали люди, а не танцоры, в этом-то вся прелесть! Наша еврейская невеста Майя Безбородная была такая нежная и малюсенькая по сравнению с ее женихом Костей! А вместе они выглядели на самом деле как молодожены! Спасибо за безупречную речь Майи за столом: я и не знал, откуда были первые евреи-поселенцы в Америке!
Эпизодическое появление на сцене Енты в исполнении Лины Канер было ярким, характерным и веселым. Напомню, что при небольшой сцене дизайн всего, как и минимальные декорации, грим и костюмы, были созданы Линой Канер. Я лишь тихо унес из моего бассейна спасательный круг для нашего сценического «трапа»... И уже вернул на место.

Номер из Fiddler on the Roof, на мой взгляд, был гвоздем программы. Секрет простой. Немножко об этом сценическом номере. Долгие годы Аэлита была известна не только как певица, но и как создатель миниатюрных концертных программ. Было этих программ штук двадцать, каждая где-то по полтора часа! Темы разные: Best of Broadway, Viva Las Vegas, Swing is Here to Stay, Hooray for Hollywood, Around the World in 90 Minutes! и другие. Группа была высокопрофессиональная: музыканты и танцоры, Аэлита и наш близкий друг (царство ему небесное), певец Wayne Harrington. Певец этот мог петь разными голосами, и как партнер был незаменим во всех наших программах и поездках.
Танцоров было шестеро, жен­щи­ны и мужчины из тех, кто остал­ся за рубежом из ансамблей Вир­ского, Моисеева, «Березка» и т. д. Мы им помогли с визами и с возможностью остаться на Западе. Эти шоу были как невероятная музыкальная машина, полтора часа без остановки! На всех почти сценах мира. Зрители поражались мощи и искусству происходящего на сцене.
В The Best of Broadway Show были миниатюры из Phantom of the Opera, Beauty and the Beast, West side story, Cabaret, Evita, Chorus Line, Man of La Mancha, Fiddler on the Roof и т. д. Аэлита и предложила Мише взять кусочек «Скрипача на крыше». Ведь она знала хореографию, как и каждый шаг сценария этого номера на сцене. С согласия Миши началась работа, в которую я внес минимальный вклад. Аэлита меня «уволила» за то, что я повышаю голос!
Я горжусь участниками этого номера – нашей труппой! Не профессионалы, они все смогли передать дух этой сцены, теплоту и смысл происходящего. Отточенность той же миниатюры в Токио была прекрасна, но тепло и близость происходящего на сцене на нашем представлении – были мне родней.

Если говорить об Аэлите, она и я – единственные профессионалы шоу-бизнеса в нашей сплоченной группе. Так вот, хочу обязательно по секрету сообщить вам всем, что она не поет лишь для вас, она поет... и для себя.
Я в своей жизни работал со многими звездами, певцами и певицами. Высокого калибра. Профессионалами. Был за сценой, видел, как они поют для огромных и маленьких залов. Многие великие не могут петь рядом с публикой, нервирует их это. В основном, отполированно и профессионально «делают» деньги. Я все это уважаю, не критикую.
Но лишь Аэлита, шагнув в луч прожектора, попадает в зону, известную лишь ей. Другой мир, полный комфорта и естественной уверенности в себе. Сколько человек в зале, как далеко они от нее или близко? Ей даже нравится видеть людей рядом!
Многие знаменитости у нее спрашивают: «Почему у тебя такая власть над слушающими?» Bидел ее поющей и на стадионах, и для 20 человек, в ночном клубе и в Лас-Вегасе, – всех мест не перечислить. Я думаю, иранский шах мог привезти себе на остров любую певицу, а привез Аэлиту – петь для него весь репертуар Эдит Пиаф...
Она умеет заворожить, имеет увести слушающего в песню, слушать и забыть обо всем вокруг. Это и произошло, когда певица исполняла A Yiddishe Mame. Заключительный номер, исполненный Аэлитой, – MOSES (Моисей) – «дитя» трех соавторов слов, один из которых Михаил Эстис, и трех стран – Израиля, Канады и Америки. Написанный специально для Аэлиты, вместе со спродюсированным мной видеоклипом, уже обошел весь мир. Это был наш подарок Израилю на 70-летие во время турне по Израилю в 2017 году.

Сценарист-постановщик-поэт Миша Эстис. Мое персональное мнение, что его стихи могли бы быть на высочайшем уровне русскоязычной поэзии. Если бы когда-то он занялся лишь… поэзией. Но жизнь, как мы все знаем, распоряжается иначе. Стихи его глубокие, и в тоже время – не сложные, не заумные! Их не надо расшифровывать... На сцене они всегда были к месту и, отражая происходящее, заставляли задуматься. Прекрасный классический номер Тевье и Голды из «Скрипача на крыше» Миша сыграл в спектакле как раз с Леной, которая его и любит! Как и он – ее! Это и был ответ на веселый и грустный еврейский семейный вопрос! Работу он проделал гигантскую, репетировали ведь не так много, всем не по двадцать лет, все во Флориду не работать ведь приехали, а отдыхать! И вот поэтому – Спасибо огромное, Миша! Ты вырулил театральную лодку в хорошую, открытую воду. К какому причалу? Поживем – увидим. Все впереди.
Я уверен, что Миша держал постоянную связь с Ирой Павловой, художественным руководителем театра «Курортный Бульвар». До скорой встречи, Ира!
Какое счастье – иметь свой зал для репетиций и выступлений! Спасибо Норману.
Марк и Юра Канер, как всегда, играли на световых и кадровых «клавишах» безукоризненно. А этот, с усами, как его, Джек – он серьезно двигал и нажимал какие-то кнопки. Но со звуком не подвел!

А теперь о слушателях! Верные наши зрители!
Мои наблюдения таковы. Много театров, солистов, литературных чтений, музыкантов выступают везде, как и во Флориде. Вы благородны и вежливы. Наша флоридская публика всегда всем аплодирует, всегда всем подносит цветы. А как же!
Моя профессиональная, выработанная годами привычка такова. Вот, например, распроданы все билеты на такую-то звезду или шоу. Значит, я и мои работники выполнили работу хорошо! Полный сбор, аншлаг. Но я обычно подходил к концу спектакля и следил за людьми, когда они уходят из концертного зала.
Иногда фраза какая-нибудь негативная (надо учесть) или позитивная (приятно). Улыбка может быть искусственной, а вот глаза не обманут – смотреть надо в глаза, там ошибки не бывает!
И вот глаза всех посмотревших «Еврейскую сюиту» были яркими и теплыми. Не волнует людей маленькая сцена или нетеатральный свет, ошибка в слове или салфетка на полу.
Они хотят что-то близкое, для души и сердца. Вот поэтому такие были у наших зрителей глаза...

А это и есть наивысшая благодарность за сделанное.





Дорогая Аэлита! Браво!!!
Играя Еврейское местечко, трудно удержаться от местечковости! Вы подтянули коллектив на хороший профессиональный уровень. Всем, всё удалось. Сценарий, самоотдача артистов, музыка, темп и зажигательная энергия, которая вошла в зал вместе с Вашим точным вокальным стержнем всего спектакля, буквально покорили зрителей. Это было точное попадание в каноны театрального искусства.. Немного соли, немного перца, куда входит еврейская самоирония, и можно выходить на городскую сцену! Поздравляю Вас и всех Ваших коллег! А моим любимым друзьям, авторам сценария, я уже все сказал устно и поздравил их!
Что нам дал спектакль «Еврейская Сюита? :
- Чувство свободы!
- Веру в будущее! God Bless America!
- Любовь, своему народу
- Любовь к Израилю

Ноберт Евдаев




Дорогая редакция!
Пишу Вам поделиться чувством восторга, как благодарный зритель, после просмотра спектакля «Еврейская сюита» в постановке театра «Курортный Бульвар».
Я его смотрела дважды, а за три года существования театра посмотрела все 7 спектаклей, необычайно плодотворного талантливого коллектива! Но вот этот последний спектакль оставил особое впечатление.
Сценарий, написанный Михаилом Эстисом, Сергеем Берченко и Аэлитой с помощью прекрасно подобранных слайдов напомнил нам времена исхода и страданий еврейского народа, маленькие местечки, погромы и переселение евреев сначала в Америку и позже в Израиль. Сцена ухода евреев с детьми из местечка, ребе с торой, под музыку скрипки, вызвали слёзы не только у меня, но и у многих присутствующих в зале.
Сцены мирной жизни местечка, шабат, сваха, свадьба были сыграны очень правдоподобно и полны юмора и радости.

Еврейские песни, исполненные Аэлитой на высoком профессиональном уровне, придали незабываемый колорит спектаклю, а песня “А Идише Маме” - вызвала у меня, как говорится «мурашки по коже».
Во второй день спектакля мне удалось получить место лишь в последнем ряду, все места были распроданы. Как раз с моего места в последнем ряду я увидела, как благодарно и щедро одаривала публика каждый эпизод спектакля и каждую песню. В какой-то момент мы увидели настоящее Бродвейское шоу на малюсенькой сцене. Музыка, танцы, костюмы, грим, песни, свет, а “Курортный Бульвар” это ведь всего лишь самодеятельный театр! С единственным профессионалом, Аэлитой, которая и поставила музыкальную часть спектакля.
Как зритель, я необычайно благодарна коллективу этого Театра за удовольствие, полученное от просмотра именно этого спектакля, тематика которогo всегда была и будет необычайно важна для всех нас.

«Поход в Театр»- это всегда праздник, но ещё большее - чувство, когда театр создан как бы своими силами, нашими талантами. Атмосфера, когда встречаешься со старыми и новыми друзьями, соседями и знакомыми в преддверии представления, где на сцене знакомые лица - неповторима. Недаром в конце спектакля сцена была покрыта цветами. Никто не расходится после концерта: обмениваемся впечатлениями и мыслями, разговариваем с участниками представления. А через некоторое время, читая отклики в местной русскоязычной прессе, видишь себя на фотографии в числе многочисленных зрителей, чувствуешь себя частью восторженного общества любителей театра. А общество это создали вокруг себя Вы, дорогие артисты и участники.

Возвращаясь домой, в Канаду, после проведённой зимы во Флориде, я увожу с собой много замечательных воспоминаний, где встречи с Театром - одни из самых тёплых и впечатляющих.
Надеюсь, что мои громкие рукоплескания и возгласы «Браво!» напомнят вам, что ваши зрители ждут с вами встреч в новых спектаклях. Удачи в новых начинания! До скорой встречи,


Рита К.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии