Родился в 1941 году в г. Свердловске. В 1964 году окончил Ленинградский институт киноинженеров, а в 1971 - ВГИК. Работал на Ленинградской студии кинохроники и студии Леннаучфильм. За 30 лет работы в кино снял около 50 фильмов самой разнообразной тематики от детского "Приключения лягушонка" до 3-х часового исторического сериала "Первая Мировая война". Работал практически во всех регионах СССР: от Земли Франца-Иосифа до ледников Памира. Многие его картины поднимают жгучую проблему невостребованности трудов учёного в обществе. В последние годы режиссёр посвятил свое творчество очень трудному направлению в научно-популярном кино - исследованиям подводного мира. В 1985 г. его киногруппа впервые в мировой практике провела уникальные киносъёмки на дне Северного Ледовитого океана на широте 82 градуса в районе архипелага "Земля Франца-Иосифа" (к/к "В двух шагах от Полюса"). На Международном конгрессе кинотехников ЮНИАТЕК этот фильм за сложность проведения киносъёмок в экстремальных условиях получил специальный Гран-при. Ещё большей сенсацией стали киноматериалы, снятые киногруппой Игоря Войтенко в затопленном водой океана кратере действующего вулкана Ушишир Курильской гряды. Они легли в основу фильма "Загадки бухты Кратерной", который раскрывает одну из непрочитанных страниц современной биологии - явление хемосинтеза, т е образование живого вещество из вещества неживого не за счёт фотосинтеза - энергии солнца, а за счёт энергии вулкана. Этот фильм отмечен высшей наградой в области научно-популярного кино - Дипломом Международной ассоциации научного кино. За цикл фильмов о международной программе "Человек и биосфера" Игорь Войтенко награждён Золотой медалью ВДНХ СССР и юбилейной медалью ЮНЕСКО "10 лет программе "Человек и биосфера". Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992 г.) До отъезда в США (в 1998) году несколько лет читал лекции курса ''Проблемы современной цивилизации'', руководил мастерской режиссёров научно-популярного и учебного кино в Санкт-Петербургском Институте кино и телевидения. В настоящее время проживает во Флориде, в городе Тампа. Постоянно публикуется в русскоязычной прессе Флориды. В 2012 вышла из печати книга Игоря Войтенко ''Косматые робинзоны'', в 2014 - "Территория недоступности", главы из которой мы публикуем в нашем издании.
ГЛАВА 14.
СВИНЬЯ ЧЕЛОВЕКУ НЕ ТОВАРИЩ, А…
Чувствуете, как наша временно забытая хавронья нетерпеливо похрюкивает, ожидая на страницах этого материала и своей доли всемирной славы? Пусть потерпит еще чуть-чуть, ей все сполна воздастся.
Сразу после вручения ученым Ф. Крику и Л. Уотсону Нобелевской премии за раскрытие структуры ДНК российский академик Владимир Александрович Энгельгардт послал им поздравление со словами: «Я верю, что уже через 50 лет наш биологический код – химическая зашифровка наследственных свойств – будет прочитан и расшифрован. С этого момента человек станет полным властелином живой материи».
ГЛАВА 13.
НАПОЛЕОН КОСИЛ ТРАВУ
Евгеника, сильно скомпрометированная зверскими экспериментами нацистов над людьми, в некоторых странах все же развивается и сегодня. В Сингапуре, например, больше 20 лет действует программа так называемых «любовных круизов». Это своего рода брачное морское путешествие, где будущая семейная пара подбирается из особо одаренных мужчин и женщин с помощью специальных компьютерных программ:
Детям от этих браков правительство гарантирует обучение в лучших элитарных школах. Ничего плохого в такой программе не вижу. Наоборот – соединяются люди, не отягощенные ни физическими, ни социальными болезнями.
Да ведь и каждый из нас через такую, собственную, евгеническую программу проходит – мы же хотим, чтобы наши половинки были абсолютно здоровы, красивы и умны, чтобы не дышали на нас табачным канцерогеном и винным «ароматом».
Гораздо дальше сингапурцев пошли их азиатские соседи – мудрые китайцы, которые день за днем поражают мир своими технологическими прорывами.
ГЛАВА 12. НЕ В ЧЕРНОЙ ИКРЕ ДЕЛО
Профессор, великолепный хирург Филипп Филиппович Преображенский, подводя итог своему неудавшемуся эксперименту по «очеловечиванию» Шарикова, с грустью признается:
«...Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20 лет всего два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?» Статистика – ужасная вещь. Вот что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос: на, получай Шарикова, ешь его с кашей.
Человечество само заботится об этом, и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. Я вот на Шарикова нарвался, а заботился совсем о другом – об евгенике, об улучшении человеческой породы.
ГЛАВА 11.
ВЕЛИКАЯ ЭПОХА ‘’ШАРИКОВЫХ’’
Что ж, жизнь и деяния русского гения ветеринарии и ‘’Мичурина от зоологии’’ профессора Ильи Ивановича Иванова достойно вписались в историю развития человечества. Вот только тайна ухода его из жизни всё-таки остаётся странной и во многом загадочной. Делаем скидку — времена были такие: сотни тысяч людей — врачи, писатели, учёные, инженеры странным образом, внезапно и бесследно исчезали в никуда в стране коммунистического завтра.
- Есть человек - есть проблема! Нет человека — нет и проблемы! - так, кажется, говаривал товарищ Сталин, с хитрой улыбкой смакуя ароматный табачок своей вересковой трубочки.
ГЛАВА 10.
НА ЧЕМ «ПРОКОЛОЛСЯ» ПРОФЕССОР ИВАНОВ
Маршрут Иванова в Африку давно проработан: сначала поездом в Париж. Здесь запланированы встречи с сотрудниками Пастеровского института, закупка некоторых препаратов и специально изготовленных, особо прочных сетей для отлова животных. Потом дорога в Марсель, оттуда пароходом во Французскую Гвинею – генерал-губернатор уже оповещен о прибытии из Красной России ученого, которого знает весь мир...
Прибыли, довольно удобно разместились в одном из домиков Пастеровской тропической станции. На дружеском приеме у губернатора Илью Ивановича очень интересовал вопрос об отношении негров к высшим приматам, ведь они фактически тысячелетия живут бок о бок. Во Франции от друзей, живших в Гвинее, он много слышал о похищении женщин местных племен самцами-гориллами.
ГЛАВА 9.
ПУСТЬ ПОГИБНУТ ВСЕ! ГАЗА НЕ ЖАЛЕТЬ!
Итак, прекрасно понимая, на какую приманку можно взять советскую власть и поймать золотую рыбку – получить необходимые деньги на свою экспедицию в Африку, – профессор Илья Иванович Иванов плотно садится за подготовку своего плана грядущего.
Разделов много. Медицине нужны обезьяны? В первую очередь в кремлевскую клинику для омоложения? Будут в неограниченном количестве! Даже человекообразные. Это я вам, как опытный ветеринар, вполне обеспечу.
А с искусственным осеменением мы всю Европу и Америку завалим этим дорогим живым товаром. Вон как цены на обезьян взлетели! Есть вероятность – скоро переловят их всех в Африканских джунглях. А мы тут как тут – у нас уже развитое советское обезьяноводство!
ГЛАВА 8. КАК ЕГИПЕТСКИЕ ЕВНУХИ ПОМОГЛИ НАУКЕ
12 июня 1920 года все крупные парижские вечерние газеты вышли с сенсационными заголовками: «Доктор Воронов обещает нам вечную молодость!», «Обезьяна спасет человека от старости!», «Первая операция по омоложению свершилась!», «140 лет жизни – не предел!».
Да, именно с этого дня на французского хирурга Сергея Александровича Воронова обрушилась всемирная слава! К ней он шел долго, но уверенно – медицина была его страстью.
Из России Сергей уехал в юности, ибо по законам империи после реального училища не мог поступить в гимназию. А без гимназии нет пути к высшему образованию. Зато во Франции, после сдачи экзамена по языку, в возрасте 17 лет он был зачислен в Сорбоннский государственный университет, где все студенты обучались бесплатно. Да, да – абсолютно бесплатно, независимо от того, из какой страны прибыл.
Илья Иванович Иванов вернулся в Россию на пике своей мировой научной славы.
И именно в это время новоиспеченного профессора и уже доктора наук пригласил в Асканию-Нова Фридрих Фальц-Фейн, предоставив ему деньги и все необходимые условия для продолжения опытов по скрещиванию животных.
Для начала Илья Иванович резко увеличил в имении поголовье лошадей Пржевальского до такой степени, что их начали поставлять в зоопарки европейских стран и в Америку, а впоследствии, по просьбе Монгольского правительства, небольшое стадо тарпанов отправилось отсюда на прародину, в пустыню Гоби, для восстановления в природе этого редчайшего вида копытных. Поголовье ценных пород овец в Аскании-Нова тоже росло «не по дням, а по часам».
ГЛАВА 6. ЧУДЕСА АСКАНИИ-НОВА
Нет, друзья мои, с Леонидом Александровичем Фирсовым мы отнюдь не расстались в предыдущей главе. Наоборот, узнав от него кое-что о жизни и значимости для науки шимпанзе, мы подходим к самой интригующей истории.
Связана она впрямую с основанием Сухумского питомника обезьян, с которым доктор Фирсов тесно сотрудничал и хорошо знал весь его научный персонал…
Итак, однажды мы с Леонидом Александровичем вдвоем коротали ночное время на Обезьяньем острове во время очередного суточного дежурства. Все шимпанзе после проливного дождя уже давно крепко посапывали в своих гнездах на деревьях, а мы, как и положено исследователям их суточного режима, бодрствовали, укрывшись от влаги и холода армейскими плащами.
ГЛАВА 5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ДВОЙНИК ЧЕЛОВЕКА
Вернемся к истории с новым сердечным лекарством изосорбил динитрата.
На судебных заседаниях по «талидомидной трагедии» совершенно справедливо не раз звучали слова: будь у Германии хотя бы один приматологический центр с обезьянами, этой беды бы никогда не произошло. Но чего не было – того и не могло быть, пришлось обращаться за помощью к тем странам, где такие питомники были созданы.
Уже первые проверки талидомида на обезьянах дали такие же ужасающие последствия, как и у людей. Вот этот печальный, жуткий по трагическим результатам урок соседей и заставил англичан сделать последний необходимый тест – проверить свой новый препарат изосорбил динитрата на высших обезьянах. Слишком велик был риск сразу после испытания на собаках дать лекарство инфарктным больным.
* * *
Мальчик в детском саду внимательно смотрит на маникюр воспитательницы.
– Ольга Александровна, у вас такие ногти длинные!
– Нравится?
– Нравится. Наверное, по деревьям хорошо лазить.
* * *
– Как научить ребенка плавать?
– Попробуйте медленно сдувающиеся нарукавники.