КОНТУР

Литературно-публицистический журнал на русском языке. Издается в Южной Флориде с 1998 года

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


В вихре вальса

Автор: 

Тиму показалось, что девушка, бросив украдкой взгляд на него, тем самым как-то ненавязчиво проявила к нему интерес. Юношеское самолюбие сразу же вознесло юношу над соперниками, окружившими эту пленительную незнакомку.
Тут необходимо пояснить читателям, что соревнование проходило на… танцплощадке. А поскольку выбор партнера при дефиците девушек был строг и взыскателен, то стать фаворитом в этом соревновании было и лестно, и престижно. Оставалось дождаться постукивания дирижерских палочек, означающих секундную паузу до начала танца. В эту секунду необходимо было изловчиться, то есть опередить на мгновение соперников, и, прикоснувшись к локтю девушки или просто встретив в ее глазах одобрение, стать ее танцевальным партнером. Бывало, что от этой умелой расторопности зависело благополучное завершение не только вечера, а, возможно, и будущая судьба.


Имея в запасе благосклонный взгляд, как это было в случае с Тимом, можно было не сомневаться в исходе соревнования. Тим сосредоточился на готовности к действию. На ум почему-то приходила бравурная ария: «То-ре-а-дор, сме-ле-э-э-е, тореадор.»
Легкий звук деревянных палочек, переходящий в отчаянное сердцебиение, подтолкнул к мгновенному прикосновению к девушке. Очевидно, тоже ожидавшая этого момента, она с обнадеживающей улыбкой повернулась и чуть подалась в сторону Тима.
О, это сладостное торжество победы, растворяющееся в экстазе будущих грез. Раздались звуки вальса,  любимого танца юноши, получившего  в прошлом несколько уроков «па» от своей сестры. Разучивание вальса оказалось весомым вкладом в будущее танцевальной программы студента, особенно учитывая тот факт, что ребята не очень увлекались вальсами. Именно поэтому парень во время объявления вальса имел преимущество в  выборе любой красавицы, недоступной при объявлении фокстрота. Зная об этом феномене, Тим всегда молил про себя оркестр о начале вальса. Но поскольку вальс не очень приветствовался мужской половиной, то и исполнялся он весьма редко.

Впервые вальс появился в 1754 году в Германии, а не в Вене, как считается. Музыка  носила название Waltzen, что по-немецки  означает «вращаться».
Мелодия венского вальса (по ритму и характеру), появилась в 1770 году, а танцы, визуально похожие на теперешний вальс, стали впервые исполняться в Париже  в 1775 году.
Waltzen не соответствовал  нормам морали того времени и не признавался в обществе. Тем не менее, он был очень популярен в  Вене.
Первоначально вальс исполнялся под более медленную музыку и имел совсем иную технику исполнения. 
В 19 веке исполнение вальса было в изысканной манере: партнер и партнерша касались друг друга кончиками пальцев, и такой танец носил целомудренный вид. Но после появления венского вальса, где партнер обнимал партнершу за талию, произошел общественный протест. Молодежь, как всегда, встретила новации с восторгом. После победы над Наполеоном танец исполнялся на торжественном праздновании. Именно в то время вальс утвердил свои позиции в обществе.
Основателем классического венского вальса считается  скрипач Йозеф Ланнер. В его произведениях были впервые обнаружены характерные  структуры медленного вальса. Позднее к его оркестру присоединился игрой на альте молодой Иоганн Штраус, но вскоре пути двух музыкантов разошлись. Штраус добился гораздо большей известности отчасти в силу того, что активно концертировал
в разных странах, тогда как Ланнер предпочитал выступать исключительно в Вене. Некоторое время спустя Йозеф Ланнер  взял на себя управление Венским полковым оркестром.

Тим нежно взял за локоть девушку и, оттесняя прочие пары, торжественно повел «принцессу» в центр танцплощадки.
«Интересно, что она во мне нашла? – в последнюю минуту самокритично подумал Тим, не избалованный вниманием женского пола. – Впрочем, вальс!» – нашел ответ юноша. Гениальная задумка хореографа в обнимании женской талии во время вальсирования сводила с ума многих партнеров, а прикосновение ладоней рук добавляло интима в танце.

Так было и с Тимом. Он не знал, чем больше наслаждаться: музыкой, танцем или близостью контакта с неземным существом. На танцплощадке почти не было вальсирующих,  и блаженствующая пара беспрепятственно порхала по всему залу.
Эмоции настолько захватили молодых людей, что они не видели ни зала, ни стоящих у стен посетителей, завистливо наблюдающих за ними. Им трудно было оценить эйфорию полета, как было не понять «лежащему в ущелье ужу полет буревестника».
Сегодня этот необыкновенный танец уходит в прошлое, хотя его предназначение – это фантастика будущего.
И потому поверь, читатель, – вальс вернется с еще большим триумфом, ибо вальс – это высшее достижение музыкально-хореографического искусства человечества.

…Тим, не терпящий долгого кружения, почувствовал нарастающее головокружение: стены, потолок, люстры, картины  – все завертелось в единой шарообразной массе. Ускользали последние здравые мысли. Именно последняя из них подсказала переменить темп кружения и перейти на легкое прямолинейное скольжение. Последний аккорд оркестра и глубокая тишина. Раздались жидкие хлопки истинных ценителей вальса. Тим, покачиваясь по инерции танца, нашел в себе силы остановиться. Мелькающий шар тут же стал распадаться на мелкие частицы окружающего мира: потолок вернулся на свое потолочное место жительства, стены встали «по стойке смирно», а люстра опять, как ни в чем не бывало, засверкала в середине зала.
И тут только Тим разглядел свою принцессу, которую он, в спешке разбора партнерш, подхватил и унес в танец. Он не был разочарован, и даже наоборот – сейчас девушка понравилась ему гораздо больше. Белокурая короткая стрижка, изящная спортивная фигурка, серые внимательные  глаза – объектив парня одним взором жадно вобрал все в свой компьютер, который тут же выдал безотлагательный ответ: «Она моя!»

Девушке тоже было интересно разгадать свой новоявленный ребус. Но женский инстинкт не торопился выдать сиюминутное решение. Горький опыт скоропалительных  знакомств на танцах  и последующие разочарования удерживают девушку от быстрого проявления юноше своей благожелательности. Да и вообще  это неинтеллигентно. Разгоряченные и еще не остывшие от триумфа парения, молодые люди смущенно переглянулись.
К счастью, зал уже потерял интерес к танцующим минуту назад фаворитам.
Был объявлен антракт, и Тим волей-неволей остался с девушкой. Появилась возможность познакомиться.
– Офа! – представилась партнерша. – Полное имя Офелия, – поправилась бывшая партнерша,  увидев недоумение в карих глазах Тима.

– Офелия! О нимфа! Помяни меня в своих молитвах! – не  удержался Тим, продекламировав реплику Гамлета.
Девушке понравилась реакция Тима.
– А Тим – это Тимур? – как-то по-дружески спросила Офа.
– Вы угадали – это Тимур, но не «Хромой», – пошутил парень, намекая на среднеазиатского хана Тамерлана.
– Да, я уже убедилась в этом, – блестяще отпарировала партнерша, намекая на танец.

В этот момент появились подружки Офы, которые, как и  положено близким, бесцеремонно вмешались в зарождающееся знакомство молодых людей.
– Еще увидимся?! – С бравадой хорошего знакомого бросил Тим и неохотно отошел к своему окружению.
Прекрасно начатое знакомство грозило распасться за время антракта. После великолепного вальса очаровательная девушка запомнилась буквально всем посетителям танцплощадки. Тогда как парень – всего лишь приложение к Принцессе, и его можно пригласить только на редкий «белый танец», и еще неизвестно, какой он партнер в других танцах.
Тим загрустил, подумав, что придется заново завоевывать Офелию, но уже  в кругу плотного кольца ее новых поклонников. Чтобы не привлекать внимания своим одиночеством, парень поплелся побродить по танцевальным залам Бакинского Дома офицеров.

Старинное здание было построено в 1890 году по проекту архитектора И. В. Эделя. Строительством руководил инженер А. С. Кандинов.
Заказчиком и владельцем здания на то время был известный нефтепромышленник  Муса Нагиев.
До революции миллионер предоставил здание под зимний клуб Общественного собрания. Примечательно, что городские балы проходили именно в этих залах, что и в описываемый день. Даже порядки сохранились те же, о чем  предупредительно перечисляли объявления шестидесятилетней давности:
«Все   предметы посетители клуба должны оставлять на хранение швейцарам, в том числе запрещенное к ношению в клубе оружие:  кинжалы, шашки, сабли, палки, а также зонтики, галоши, шляпы, платки и пр., и пр.»
Поднимающиеся по лестнице знакомились со «вторым предупреждением», рекомендующим членам и гостям клуба, вне зависимости от пола, придерживаться правил благопристойности и чистоплотности:
«Не плевать на пол!», «Окурки бросать только в пепельницы!» и т. д.
Широкая светлая лестница выходила в зал приемов, увешанный дорогими картинами охоты и портретами выдающихся деятелей.

…Заканчивая осмотр картин известных военачальников, Тим остановился у портрета полководца А. Суворова. М. Кутузов с висящего неподалеку портрета  одним глазом ревниво наблюдал за поклонником генералиссимуса.
Внимание Тима привлекла едва видимая усмешка Александра Васильевича, как бы намекающая на будущую, заготовленную им, военную хитрость против австрияков. Переход через Альпы в тыл врага и разгром австрийской армии оправдал его усмешку.
«Да-а-а!» – многозначительно подумал Тим и поторопился завершить осмотр.
К окончанию перерыва Тим уже был в свите ожидающих благосклонности Офелии.
Ему пришел в голову ещё один отрывок из «Гамлета», который вполголоса, как заклинание, он прочел на удачу:

«Не верь дневному свету,
Не верь звезде ночей,
Не верь, что счастье где-то,
Но верь любви моей!»

Едва успел «принц бакинский» закончить монолог, как раздался предупреждающий стук палочек, и мелодия… вальса, напомнившего балы Общественного собрания, вновь раздалась под сводами старинного особняка.

Неожиданность объявления вальса породила среди посетителей  гул недовольства и  возмущения. И только два человека одновременно счастливо просияли своему «везению».
Через минуту оба счастливчика, на зависть недоброжелателей, снова упоительно неслись в свою, пока еще неведомую для них, заоблачную даль.

Спустя  год.

Заглушая шум гостей и очередных криков: «Горько!», тамада торжественно объявил «вальс новобрачных», тем самым предоставляя право открытия танцев молодоженам.
– Скажи, Тим, а что бы ты сделал, если бы на нашей первой встрече второй раз подряд не объявили бы вальс? Ведь фактически именно он скрепил нашу встречу, – кружась в раздумье, после первых «па» прошептала невеста.
– Милая Офелия! Все должно было произойти, как и произошло, ибо в конце перерыва я за второй подряд вальс выложил оркестру всю мою накануне полученную стипендию! Потом я целый месяц питался только картошкой в мундире! – наконец-то раскрыл свою тайну молодой стратег.
– Оказывается, ты действительно Тамерлан!
– Нет, я гораздо умнее! Эту идею подсказала мне ухмылка Суворова, когда я остановился поговорить с его портретом!
– Зато я теперь буду постоянно ублажать тебя твоей «любимой» картошкой!
– Мне бы очень хотелось, чтобы это была наша совместная блажь! – сыронизировал влюбленный супруг.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

ФИЛЬМ ВЫХОДНОГО ДНЯ





Гороскоп

АВТОРЫ

Юмор

* * *

Мальчик в детском саду внимательно смотрит на маникюр воспитательницы.

– Ольга Александровна, у вас такие ногти длинные!

– Нравится?

– Нравится. Наверное, по деревьям хорошо лазить.

* * *

– Как научить ребенка плавать?

– Попробуйте медленно сдувающиеся нарукавники.

Читать еще :) ...