Родился в 1941 году в г. Свердловске. В 1964 году окончил Ленинградский институт киноинженеров, а в 1971 - ВГИК. Работал на Ленинградской студии кинохроники и студии Леннаучфильм. За 30 лет работы в кино снял около 50 фильмов самой разнообразной тематики от детского "Приключения лягушонка" до 3-х часового исторического сериала "Первая Мировая война". Работал практически во всех регионах СССР: от Земли Франца-Иосифа до ледников Памира. Многие его картины поднимают жгучую проблему невостребованности трудов учёного в обществе. В последние годы режиссёр посвятил свое творчество очень трудному направлению в научно-популярном кино - исследованиям подводного мира. В 1985 г. его киногруппа впервые в мировой практике провела уникальные киносъёмки на дне Северного Ледовитого океана на широте 82 градуса в районе архипелага "Земля Франца-Иосифа" (к/к "В двух шагах от Полюса"). На Международном конгрессе кинотехников ЮНИАТЕК этот фильм за сложность проведения киносъёмок в экстремальных условиях получил специальный Гран-при. Ещё большей сенсацией стали киноматериалы, снятые киногруппой Игоря Войтенко в затопленном водой океана кратере действующего вулкана Ушишир Курильской гряды. Они легли в основу фильма "Загадки бухты Кратерной", который раскрывает одну из непрочитанных страниц современной биологии - явление хемосинтеза, т е образование живого вещество из вещества неживого не за счёт фотосинтеза - энергии солнца, а за счёт энергии вулкана. Этот фильм отмечен высшей наградой в области научно-популярного кино - Дипломом Международной ассоциации научного кино. За цикл фильмов о международной программе "Человек и биосфера" Игорь Войтенко награждён Золотой медалью ВДНХ СССР и юбилейной медалью ЮНЕСКО "10 лет программе "Человек и биосфера". Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992 г.) До отъезда в США (в 1998) году несколько лет читал лекции курса ''Проблемы современной цивилизации'', руководил мастерской режиссёров научно-популярного и учебного кино в Санкт-Петербургском Институте кино и телевидения. В настоящее время проживает во Флориде, в городе Тампа. Постоянно публикуется в русскоязычной прессе Флориды. В 2012 вышла из печати книга Игоря Войтенко ''Косматые робинзоны'', в 2014 - "Территория недоступности", главы из которой мы публикуем в нашем издании.
Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся других господствующих взглядов.
Академик В. И. Вернадский
Калийно-магниевая линза под землей, открытая П. И. Преображенским, поражала размерами. Она занимала значительную часть Пермского края – 255 на 56 километров – и проходила под городами Чардынь, Александровск, Усолье, Соликамск, Березники.
Вся история науки на каждом шагу показывает,
что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся других господствующих взглядов.
Академик В. И. Вернадский
Есть притча: человек, который в ночь на Ивана Купалу увидит цветение папоротника, станет счастливым – ему откроются клады земли.
Не знаю, увидел Павел Иванович Преображенский цветение папоротника или нет, но он был действительно геологом удачи, геологом от Бога – бесценные клады земли ему открылись и здесь. Под его руководством в Прикамье, в Северном Предуралье, были разведаны гигантские, не имеющие равных на то время, месторождения богатых калийных солей, а под ними – моря прекрасной по качеству нефти. Два главных сокровища Земли, в чем так нуждалась Россия, и оба в одном месте! Разве не чудо?!
ГЛАВА 3. «ЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА – ОТЕЧЕСТВУ! СЛАВЫ – СЕБЕ!»
Вся история науки на каждом шагу показывает,
что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся других господствующих взглядов.
Академик В. И. Вернадский
О соли и ее роли в истории народов можно рассказать много интересного. Но это все же материал для другой книги.
А мы пока совсем коротко осветим еще один нужный для дальнейшего рассказа вопрос: откуда же соль привозили в Москву, где и как варили?
ГЛАВА 2. КАЛИЙНЫЙ ТУПИК. ЧТО ПОДСКАЗАЛА ПРИРОДА
(Продолжение. Начало в № 11 2024.)
Итак, уже в середине XIX века наука знала, что без калия, без этой «крови Буратино», ни одно растение на Земле существовать не может. В дикой природе все умирающие растения остаются на месте, и калий возвращается в естественный биологический круговорот. Но мы собираем урожай, съедаем его, и калий уносится из почвы навсегда.
Расчеты показывали, что, например, каждые 100 килограммов собранной пшеницы выносят с поля 3 кг калия, который не восполняется ни навозом, ни ценным птичьим гуано.
(Продолжение. Начало в предыдущем номере.)
Работая на киностудии, я параллельно заочно учился во ВГИКе, в специализированной мастерской сценаристов научно-популярного кино. Учеба давалась мне без особого напряжения сил. К тому же, вот уже несколько лет я тесно сотрудничал с популярным детским журналом «Костёр». Его главным редактором в то время был известный поэт Владимир Торопыгин. Я писал занимательные очерки для школьников среднего и старшего возраста. Это очень помогало и материально, и в учебе, поскольку за счет журнала можно было взять командировку в любую точку страны.
Дорогие друзья! Многие из вас, вероятно, читали всемирно известный научный триллер американского фантаста и ученого Майкла Крайтона «Парк Юрского периода», или видели потрясающий воображение одноименный фильм Стивена Спилберга по мотивам этого бестселлера.
Книга Крайтона рассказывает о том, как с помощью генной инженерии ученым удалось воссоздать живой образ самых кровожадных и самых крупных чудовищ на нашей планете – динозавров, полностью вымерших 65 миллионов лет назад, задолго до появления на Земле человека...
Пестициды, в переводе означающие «убийцы заразы», – практически все относятся к группе ксенобиотиков, то есть веществ, абсолютно чуждых для живых организмов и биосферы в целом.
Пестициды давно и успешно использовались для борьбы с переносчиками различных болезней – грызунами, клещами, малярийными комарами, москитами и особенно – с вредными для растений насекомыми.
Все это замечательно, беда в другом – даже сравнительно малотоксичные пестициды десятилетиями не подвергаются ферментативному разложению. Образно, это яды ядов!
Когда Иосиф Абрамович Рапопорт после стократных проверок понял, что практически все пестициды в большей или меньшей степени являются онкогенами, то есть способствуют появлению и размножению раковых клеток, он призвал всю мировую науку включиться в их изучение.
Еще в середине прошлого века Арал был по площади четвертым в мире внутренним водоемом, уступая только Каспийскому морю, озерам Верхнее на границе США и Канады и Виктория в Африке.
Море было во всех его частях судоходным и рыбопромысловым, колхозы по его берегам ежегодно вылавливали 50 тысяч тонн рыбы ценных пород, 13 % от всесоюзной добычи рыбы во всех внутренних водоемах, включая Каспийское море. В городе Аральске работал один из самых крупных рыбоконсервных заводов страны.
За свой огромный вклад в науку и подготовку кадров, лишённый властью Нобелевской премии Иосиф Абрамович Рапопорт в 1975 году при новом правителе был награждён орденом Трудового Красного знамени, вскоре избран членом–корреспондентом АН СССР, а в 1984 году отмечен самой высокой в стране Ленинской премией за цикл работ «Явление химического мутагенеза и его генетическое изучение».
Однополчанин Рапопорта гвардии младший лейтенант Исаак Тафля вспоминает об этом событии:
– Однажды слышу по радио сообщение, что Рапопорту, нашему командиру батальона, присуждают Ленинскую премию.
Когда академик Семенов узнал о решении Кремля исключить Рапопорта из списка претендентов на Нобелевскую премию, он по-дружески поговорил с Иосифом Абрамовичем на эту тему, сказав в заключение:
– Ну что ж поделать, у нас и Сергей Павлович Королев без этой награды остался…
Это правда, остался. Когда в 1957 году, после запуска первого искусственного спутника Земли, Нобелевский комитет обратился к Хрущеву с просьбой назвать для присуждения премии имя главного человека в этом великом научном подвиге на благо цивилизации, генсек ответил:
– Наш спутник запустил на космическую орбиту весь советский народ!
* * *
В ЗАГСе, регистрация новорожденных:
– Здравствуйте! Я бы хотел назвать сына Сергеем.
– Извините, но это имя уже занято, попробуйте другое. Например, свободны: Сергей_2013, _Сергей_, Сергей-19….
* * *
Родители запрещали Игорю приходить домой поздно. Их, собственно, вообще напрягало, что какой-то Игорь приходит к ним домой.