Борис Грачевский: Ох, скажу тебе честно, я себя называю еле живая легенда (смеется), и сам давно уже ничего себе не приписываю и ни с чем не соотношу. По моему мнению, каждый сам выбирает философию своего пути, и сама жизнь становится главным учителем любого из нас.
АЯ: Да, так говорят все истинные гуру… Полагаю, сейчас, читая это интервью, все наши читатели, а это несколько миллионов человек, задают вопрос: «Мы привыкли видеть Грачевского в юмористическом амплуа, неужели это — философ?» В самом деле, ты являешься всегда с улыбкой и эпатирующим шутками, при этом совершенно неважно, в каком окружении ты эти шутки отпускаешь: перед тобой может быть президент России с присными или друзья актеры-писатели. Все они, вернее, все мы — твоя публика: ты остришь и веселишься. О какой драме, смысле жизни, взрослом кино с тобой говорить? Что ты знаешь обо всем этом? Разве не ты веселишься с утра до вечера, снимая веселые детские сюжеты?
БГ: Тема шута, друг мой, тема шута… Человека, без которого общество не может существовать. И нельзя взять, да и стать шутом: шутовской колпак на тебя надевает сама жизнь, сама судьба. Бог ее знает, по каким принципам она выбирает, но ни отказаться, ни снять колпак ты уже не в силах.
Конечно, я веселюсь, но в перерывах — я еще успеваю жить жизнь, полную вопросов и ответов, радости и горя, я неизменно пребываю в самом центре хитросплетения судеб множества людей, которые со мной связаны и от меня зависят. Для меня основным качеством человека является его целеустремленность, ответственность и умение объясниться с другим человеком. Не нужно усложнять и искать трудные пути — но и считать, жизнь праздником, который никогда не заканчивается, — опрометчиво. Да, к этому можно и нужно стремиться, но и трудностей бояться не надо. Ведь именно путь к цели, а не сама цель, являются нашей жизнью.
«Крыша» — художественный фильм 2009 года. Дебютная режиссерская работа в полнометражном фильме генерального директора киножурнала «Ералаш» Бориса Грачевского. Слоган фильма — «Опасный шаг на краю детства». В картине раскрыта судьба трех девочек-подростков, их непростые отношения со взрослым миром, воссоздана ситуация, которая заставляет девочек выйти на крышу и попытаться покончить жизнь самоубийством. В ролях: Мария Шукшина, Валерий Гаркалин, Ольга Прокофьева, Евдокия Германова, Лариса Гузеева, Александр Носик, Анна Ардова, Георгий Мартиросян, Борис Грачевский, Александр Олешко.
Википедия
АЯ: Как пришла идея полнометражного фильма, да еще с таким сложным сюжетом? И тема школы: какое у тебя лично отношение к школе?
БГ: Идея фильма родилась давно. Много лет обрастала смыслом и сюжетами, так и появилась, в конце концов, «Крыша». Идея фильма в том, что мы в ответе не только за тех, кого приручили, как говорит Экзюпери, а главное — в ответе за тех, кого родили.
А о школе: я категорически против того, что все валят на школу. Школа должна давать знания. Когда-то в старину школьный учитель вел себя, как преподаватель в институте. Зато существовала классная дама, в мужских гимназиях или реальных училищах — классный надзиратель, наставник. Вот они как раз выполняли функции воспитателей: и за дисциплину отвечали, и ссоры между учениками улаживали, если были прирожденными педагогами — помогали детям взрослеть… А преподаватель — он просто обязан научить своему предмету. Знаешь алгебру? Знаешь. Садись, «пять». Не знаешь — иди, «двойка». И все.
Потом ориентация всей школы изменилась — и стали валить на школу ответственность за все на свете. Дескать, она должна воспитывать детей. Не должна! Ты приходишь зачем? Чтобы тебя научили читать и писать, дали основы знаний по литературе, физике, химии и так далее. Научили — все, свободен. Для остального есть мы: родители, воспитатели, писатели, режиссеры…
АЯ: У тебя многолетний невероятный опыт с таким количеством людей, детей… Ты понимал, во что превратится твоя идея, когда начинал? Было ощущение, что это нечто эпохальное?
БГ: Нет, конечно, я и не задумывался об этом. Просто шел своим путем.
АЯ: Борис Юрьевич, я хотел спросить про удивительные моменты какие-то. Вообще, для начала — твое определение чуда.
Встреча в семидесятых годах с Сергеем Михалковым: «Здравствуйте, Сергей Владимирович »
«Здравствуйте»
Понимаю, что он меня не узнает. Я говорю: «Сергей Владимирович, а флаг, который поднял «Фитиль», «Ералаш» гордо несет дальше». Он фокусируется на мне, узнает и говорит: «Ералаш» лучше «Фитиля», флаг вам в руки». Приятно было жутко.
Б.Г.: Ну, это хитрый вопрос. Я, наверное, несу не чудо, а некую радость, которая сверкает из каждого угла. Для меня «Ералаш» — это повседневная работа. Я себя не чувствую чудотворцем, я чувствую себя человеком, который себя тратит, работает, главный закон мой: если можно сделать лучше, надо идти и делать. Потому что остается в мире только настоящее искусство, и рукописи, ты помнишь, не горят, а «Ералаш» — тем более. Помнишь, как говорила Раневская: работа в кино — это плевок в вечность. Все правда: плевок, и он будет висеть долго. Твоя ошибка — тебе ее раз покажут, два — и тебе становится стыдно. Как же мне бывало стыдно… Поэтому я себе никогда не позволяю «плюнуть», и вся команда знает: если что-то не так — «Стоп, переснимаем». Это закон.
АЯ: Борис Юрьевич, ты знаешь о тотемах? Это животные, которые соответствуют духу каждого человека.
БГ: Да, конечно.
АЯ: А какой тотем у Грачевского?
БГ: Собака. Большая старая лохматая собака с опущенными ушами, такая грустная. Наверное, породы бассет.
АЯ: Есть ли основная мысль, которую ты доносишь до всех? Нечто, что является твоим главным сообщением миру?
БГ: В разные моменты могут быть разные идеи, месседжи. Но, наверно, главную я сформулирую так: «Дети тоже люди, только маленькие»! Собственно, ради этой идеи я и снимал «Крышу».
АЯ: Как важно это понимать, когда ты уже взрослый и у тебя свои дети… А твой путь, Борис Юрьевич, какой он?
БГ: У меня все время в башке четверостишие крутится — последнее, написанное Владимиром Семеновичем Высоцким: «Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, мне есть, чем оправдаться перед ним». И у меня тоже есть. Был период, когда я мучился: все ли я сделал, для чего живу, что после меня останется? Вот этот реверсивный след — какой он, сколько будет висеть? Потом все встает на свои места, я, не иронизируя, — еле живой классик. Но мне жутко хочется сделать как можно больше — разного, невероятного, удивительного. Петь ли, ставить ли спектакль, документальное кино…
АЯ: Расскажешь немного о новом фильме?
БГ: Нет, не могу. Нехорошо наперед… Ну, ладно, одну сцену. Там у меня есть персонаж: куркуль, дальнобойщик — живет по соседству с великим композитором. Говорит композитору: «Может, я тебе напою — и бабки пополам возьмем. Ну, надо же, я езжу, деньги зарабатываю, а этот «ля-ля» сбацал — и миллионы». «Представляешь, — продолжает дальнобойщик, — Еду, а на дороге крюк валяется кованый. Вроде, не нужен, зачем мне крюк? Но хороший, я забрал: вдруг пригодится?» А дальше он застает жену с любовником — и в финале вешается на этом крюке… Знать бы, зачем мы то или иное на дороге подбираем. В широком смысле. В самом широком…
АЯ: В завершение, Борис Юрьевич, традиционная просьба: расскажи о своих планах.
БГ: Планы — как можно дольше прожить. Увидеть в своей дочке не девочку, а девушку, может быть, выдать ее замуж. Хоть бы увидеть взрослую умную девочку, поэтому я и говорю людям вокруг: надо жить, надо стараться!
Так что, буду жить дальше. И постараюсь сделать как можно больше и как можно лучше. Это касается и «Ералаша», который я очень люблю и никогда не брошу, несмотря на то, что ему 40 лет в этом году. Но его нужно вести, он обязательно должен со мной за ручку ходить.
А.Я: Есть что-то, что пугает Бориса Грачевского?
БГ: Самое страшное — я не понимаю, когда я перестану соображать. И никто не знает, когда это наступит. Когда остановишься и скажешь: «Все, тебе конец, дальше просто грейся на солнышке». Знаешь, как лошади-победители, которых отправляют на пенсию… Не сдают на живодерню — оставляют доживать свой век. Вот они и шатаются по двору.
АЯ: А что такое счастье?
БГ: Самое большое в жизни счастье… Могу тебе сказать — это моя любовь к жизни. И то, что я хожу по солнечной стороне. Вот это держит меня. У меня эротический роман с этой жизнью.
Что бы ни происходило, я знаю — я буду победителем, я выйду на солнце, я там, я загораю, я приглашаю всех туда! На солнечную сторону жизни.
Беседовал Андрей Явный
____________________________________
* Андрей Игоревич Явный – философ, писатель, путешественник. Автор монографии «Мистериальные традиции украинцев Карпат» и «Карпаты и Каббала»; философских новелл «Рыбак по имени Сомнение» и «101 урок мастера Лао», книг: «Управление Судьбой», «Как усмирить сумасшедшую обезьяну?», «Книга ответов. Я лгу». Сотрудник Института Открытого Общества (Нью-Йорк), активно участвовал в программах реабилитации ВИЧ – инфицированных в России, Украине, Белоруссии и Грузии. Один из организаторов «Национального Книжного форума во Львове» и «Международного литературного фестиваля во Львове». Глава «Центра социально- экономических исследований». Спецкор АНП (Москва)Переодически публикуется в украинских и российских СМИ. Член союза писателей России. Заместитель председателя правления Литературного фонда Москвы.Живет и работает в Москве.